Согласно позиции Росавиации, изложенной в письме от 30.12.2022 № Исх-58225/02 «Информация по безопасности полетов № 14», литиевые батари, а также ноутбуки, в состав которых они входят, необходимо перевозить в ручной клади.
Позиция указанного письма основана на толковании Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», утвержденных приказами Минтранса России от 05.09.2008 №141, от 25.07.2007 № 104, и Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Doc 9284-AN/905 (далее — ТИ ИКАО), обязательных для исполнения ввиду ст. 2, 3 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 12 «ГОСТ Р МЭК 62485-5-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Батареи аккумуляторные и батарейные установки. Требования безопасности. Часть 5. Безопасность стационарных литий-ионных батарей», утвержденного приказом Росстандарта от 09.11.2021 № 1463-ст литиевые батареи считаются опасными грузами.
Для транспортирования и безопасной упаковки опасных грузов в зависимости от географического региона и вида транспорта применяют в том числе международные — Международная ассоциация воздушного транспорта, Правила перевозки опасных грузов (IATA-DGR), основанные на технических инструкциях Международной организации гражданской авиации (ICAO-TI).
Соответственно, требования работников аэропортов, авиакомпаний о необходимости перевозки в салоне воздушного судна изделий, содержащих литий-металлические или ионно-литиевые элементы или батареи, основное предназначение которых заключается в обеспечении питания другого устройства, является обоснованным.
Помощник прокурора
юрист 1 класса М.Е. Юрчук