В соответствии со ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 2 ст. 123 Лесного кодекса РФ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509, которым утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее — Положение).
В соответствии с п.1 Положения к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее — земельные участки) площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 — 1 при одновременном наличии указанных признаков.
Согласно п.п.3,4 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 (далее — Положение) леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 — 8, 10, 10.1, 13 — 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5. Положения использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются собственниками земельных участков или землепользователями таких земельных участков (далее — правообладатель). В случае если использование лесов указанной категории осуществляется правообладателем, который не является собственником земельного участка, необходимо получение в письменной форме согласие собственника земельного участка.
Исходя из требований п. 7., 7(2) – 7(6) Положения использование лесов, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, в целях заготовки древесины допускается только после получения положительного заключения межведомственной комиссии, в состав которой входят представители территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, по заявлению правообладателя, поданного с приложением письменного согласия собственника земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 260 УК РФ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ) предметом данного уголовно наказуемого деяние является незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (плюс квалифицирующие признаки).
Исходя из п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 15.12.2022) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что в настоящее время у правоприменителя имеется достаточно законодательных инструментов, позволяющих квалифицировать противоправные деяния лиц, осуществляющих заготовку леса, произрастающего на землях сельскохозяйственного назначения, под видом мелиоративных работ как незаконную рубку.