Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет изменения требований продажи древесины гражданам для отопления, возведения строений и иных собственных нужд
Федеральным законом от 29.12.2022 № 600-ФЗ «О внесении изменений
в Лесной кодекс Российской Федерации» упрощена процедура реализации древесины, заготовленной государственными организациями вне биржевых торгов.
В настоящее время древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями по охране, защите и воспроизводству лесов и полученные указанными учреждениями из такой древесины лесоматериалы реализуются на организованных торгах, за исключением реализации древесины гражданам для отопления, возведения строений и иных собственных нужд, а также государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим закупки в соответствии законодательством о закупках.
Ранее вся древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализовывалась только на организованных торгах, проводимых в соответствии
с законодательством об организованных торгах.
«Лесная амнистия» продлена до 1 января 2026 года
Федеральным законом от 19.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Срок приведения субъектами Российской Федерации сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда,
о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах продлен до 1 января 2026 года.
«Лесная амнистия» предусматривает, что в случае, если в соответствии
со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка
к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными
в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН.
Норма о приоритете ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
С 1 марта вступают в силу обновленные Правила тушения лесных пожаров
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.04.2022 № 244 утверждены Правила тушения лесных пожаров, которые вступают в силу 01.03.2023.
Данные Правила устанавливают единый подход к организации руководства работами по тушению лесных пожаров. Функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на Федеральное агентство лесного хозяйства.
Определены требования к нормативам и критериям выделения зон контроля лесных пожаров.
Зоны контроля лесных пожаров на землях лесного фонда устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и (или) удаленных территориях по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Установлены условия, при которых может быть принято решение о привлечении сил и средств РСЧС муниципального уровня, регионального уровня, межрегионального и федерального уровней.
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет порядок организации обращения с опасными отходами
Действующим законодательством предусмотрена обязанность лиц
по утилизации образованных ими отходов надлежащим способом.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность.
Твердые коммунальные отходы подлежат размещению в контейнеры, расположенные на придомовых территориях многоквартирных домов, однако,
не все отходы, образующиеся в быту граждан, могут быть утилизированы
в обычный контейнер.
Например, отходы повышенного класса опасности такие как, батарейки, термометры или ртутные лампы нельзя выбрасывать в такой контейнер,
они должны утилизироваться специальным способом.
Так, в случае если многоквартирный дом обслуживается управляющей компанией, обязанность по организации накопления таких отходов (отработанных ртутьсодержащих ламп, бытовой техники и др.) и их передаче в организации, имеющие необходимые лицензии на утилизацию, возлагается именно
на управляющую компанию.
Также утилизация опасных отходов возможна в специальных пунктах приема, информацию о которых можно получить в сети «Интернет»
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура сообщает, что с 1 сентября 2023 года вступает в силу постановлением Правительства РФ, которым оптимизирована процедура выдачи, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
С 01.09.2023 вступает в силу постановление Правительства РФ от 08.02.2023 № 174 «О внесении изменений в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», которым оптимизирована процедура выдачи, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Так, сокращаются сроки межведомственного и внутриведомственного информационного взаимодействия, рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения, продление разрешений.
Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесением на нее двухмерным штриховым кодом
(QR-кодом), содержащим в кодированном виде адрес страницы в сети «Интернет», с размещенными на ней сведениями о соответствующем разрешении.
С 1 сентября 2023 года устанавливается упрощенный порядок заключения договора водопользования
Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В частности, сокращен срок принятия решения о возможности предоставления водного объекта в пользование до 15 рабочих дней.
Кроме того, согласно нововведениям определено, что заявление о предоставлении водного объекта в пользование, а также необходимые документы направляются посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг или ведомственных информационных систем. На бумажном носителе предоставление документов будет доступно только в случае отсутствия возможности использования указанных способов лично хозяйствующим субъектом или посредством многофункциональных центров.
Изменится форма примерного договора водопользования в части особенностей указания параметров водного объекта и водопользования, обязанностей водопользователя.
Новые правила не распространяются на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, регулирующее аналогичные правоотношения.
Природоохранная прокуратура разъясняет положения законодательства о побочных продуктах животноводства
1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022
№ 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий Закон принят с целью повышение эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство с целью обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного значения.
Основное нововведение содержится в статье 5 данного Закона, закрепляющей за субъектом сельскохозяйственной деятельности право определения вида отходов животноводства. То есть, теперь юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или крестьянское хозяйство без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно принимают решение об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам, а затем уведомляют о принятом решении территориальное управление Россельхознадзора. Порядок, сроки и форма подачи такого уведомления установлен приказом Минсельхоза России.
По общему правилу побочные продукты не являются отходами. Площадки их размещения не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов.
Однако, обращение побочных продуктов животноводства должно осуществляться в соответствии с ветеринарными нормами и правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды. Не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов. Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках.
Требования к обращению побочных продуктов животноводства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1940.
Вместе с тем, важным моментом является то, что Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ предусмотрел последствия за нарушения в сфере обращения с побочными продуктами животноводства. Если будет установлен факт нарушения при обращении с ними, то помимо привлечения к административной ответственности собственника таких продуктов, побочные продукты животноводства могут принудительно признать отходами. В таком случае собственник обязан будет внести в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Перечень нарушений установлен в распоряжении Правительства РФ от 31.10.2022 № 3256-р.
Природоохранная прокуратура разъясняет порядок корректировки сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду
Ведение государственного реестра объектов НВОС осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 и вступившими в силу 01.09.2022 (далее – Правила).
Правилами установлено, что в случае изменения критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий, сведения об объекте НВОС, содержащиеся в государственном реестре, подлежат корректировке.
Юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, со дня вступления в силу изменений критериев отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий вправе подать соответствующее заявление в уполномоченный орган.
В случае непоступления указанного заявления в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу изменений критериев уполномоченный орган согласно его компетенции (территориальный орган Роприроднадзора, ФСБ РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ) направляет им уведомление о необходимости корректировки категории объекта.
По истечении 3-х месяцев с даты направления уведомления уполномоченные органы осуществляют корректировку учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями и выдают юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, свидетельство о постановке на государственный учет объекта в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.
Порядок корректировки сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, разъяснен письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.12.2022 № МК-02-02-34/46405.
Разъяснения законодательства в части установления новых требований по отводу и таксации лесосек
С 01.03.2023 вступили в действие новые правила подготовки к лесосечным работам и рубке лесных насаждений.
Минприроды России утверждены новые Лесоустроительная инструкция и форма таксационного описания лесосеки, определен состав сведений, включаемых в таксационное описание.
Согласно новым правилам таксацию и отвод лесосек лесничества проводят только при заготовке древесины для собственных нужд граждан; для представителей малого и среднего предпринимательства; при выполнении мероприятий по сохранению лесов.
В остальных случаях таксационные работы проводятся лицами, использующими леса и осуществляющими лесосечные работы, самостоятельно.
Предоставить таксационное описание в электронном виде в органы власти необходимо не позднее, чем за 15 дней до начала работ. Отвод и таксацию необходимо осуществить до подачи лесной декларации – она уже должна содержать сведения о лесосеках с принятым таксационным описанием. Проверка сведений таксационного описания лесосеки осуществляется региональным ведомством в течение трех дней.
При этом существует два механизма проверки в зависимости от давности материалов лесоустройства.
В случае если давность материалов лесоустройства составляет более 10 лет, проверка проводится только по хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному). При расхождении данных назначается предварительный осмотр.
Если давность материалов лесоустройства менее 10 лет, проверяется таксационное описание по группе возраста, общему запасу на одном гектаре, составу насаждений по преобладающей породе и хозяйству. Описание признается не соответствующим, если данные превышают допустимые отклонения хотя бы по одному из параметров.
Отвод лесосеки может быть признан недействительным, если не соблюдены правила заготовки древесины, пожарной и санитарной безопасности, ухода за лесами, а также порядок отвода и таксации лесосек.
Данные о лесосеках, полученные при отводе и таксации, не требуют внесения изменений в проекты освоения лесов и договоры аренды лесных участков, если не превышен ежегодный объем заготовки древесины.
Важно обратить внимание на то, что таксационное описание не требуется, если лесные декларации направлены в органы власти, а договоры купли-продажи насаждений, в том числе в рамках государственных заданий, и госконтракты заключены до 1 марта 2023 года.
Новые требования по отводу и таксации лесосек регламентированы приказами Минприроды России от 05.08.222 № 510, от 14.10.2022 № 687, от 17.10.2022 № 688.
Правительством Российской Федерации определен особый порядок обращения с незаконно заготовленной древесиной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2023 № 50 утверждены Положения, регламентирующие порядок и условия распоряжения изъятой при производстве по делам об административных правонарушениях или в ходе досудебного производства по уголовным делам древесины и полученных из нее лесоматериалов.
Древесина и (или) полученная из нее продукция подлежат передаче
в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
(его территориальный орган) при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.28 КоАП РФ, — на основании решения должностного лица органа, уполномоченного принимать решение об изъятии древесины и полученной из нее продукции (далее – уполномоченный орган), а изъятая в ходе досудебного производства по уголовным делам
о преступлениях, предусмотренных ст. 191.1, 226.1 и 260 УК РФ, – на основании решения суда, принятого в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Стоимость древесины и полученной из нее продукции в целях
ее реализации устанавливается исходя из размеров такс для исчисления стоимости незаконно заготовленной древесины для целей ст. 191.1 УК РФ, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2306.
В случае, если древесина и (или) полученная из нее продукция пришли
в негодность за время реализации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует ее утилизацию или уничтожение
на основании способа распоряжения, определенного уполномоченным органом
или судом.
Внесены изменения в федеральное законодательство в части периодического подтверждения соответствия лицензиата требованиям закона в сфере деятельности по обращению с отходами
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подлежит лицензированию.
В апреле 2023 года внесены изменения в статью 19.3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Предусматривается включение деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в перечень видов деятельности, в отношении которых осуществляется периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
В отношении лицензиатов, получивших лицензии до даты вступления в силу Федерального закона, установлены переходные положения.
Лицензиаты, которым лицензии на осуществление указанных видов деятельности были предоставлены до 1 сентября 2024 года, должны пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечении трех лет с даты предоставления лицензии или даты проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований в зависимости от того, какое событие произошло позднее, но не ранее 1 марта 2025 года.
Впоследствии периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые три года со дня предоставления лицензии, если больший период не предусмотрен положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Основанием для проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям является заявление лицензиата, поданное не ранее чем за один год до наступления срока прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям, по результатам рассмотрения которого лицензирующим органом принимается либо решение о соответствии лицензиата лицензионным требованиям, либо о направлении лицензиату перечня выявленных нарушений лицензионных требований с указанием срока их устранения.
Изменения вступают в силу с 01.09.2024 года.
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
В соответствии со ст. 50.2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста запрещается применение плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу требований закона основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов о рыболовстве являются правила рыболовства.
Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Минсельхоза России от 13.10.2022 № 695 (далее – Правила) и вступили в силу с 1 марта 2023 г.
Правила обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Правилами устанавливаются сроки и виды разрешенного рыболовства, ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, требования к сохранению водных биоресурсов, включая обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство.
Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. Например, за нарушение нерестового запрета на виновное лицо может быть наложен административный штраф с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
В случае, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 256 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, а также лишения свободы.
Размер причиненного вреда определяется на основании Такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321.