Практика отмены плановых проверок в пользу профилактических мероприятий действует уже более года. Так, постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — постановление Правительства РФ от 10.03.2022 №336) был введен мораторий на проведение плановых проверок, планируемых с 10.03.2022 до конца декабря 2022 г. В указанной связи, многие проверки были отменены или заменены на профилактические визиты, являющиеся одним из видов необязательных профилактических мероприятий. Такие меры способствовали снижению количества внеплановых проверок.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. Изменения введены в части установления особенностей формирования планов проверок на 2023 год согласно положениям ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее—Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Рассматриваемое постановление указывает, что в планы проверок, в том числе экологических, на 2023 г. включаются только проверки в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям:
— чрезвычайно высокого и высокого риска;
— опасным производственным объектам II класса опасности;
— гидротехническим сооружениям II класса.
Таким образом, в отношении предприятий, эксплуатирующих другие объекты, плановые проверки в 2023 году проводиться не будут.
Такие предприятия не должны включаться в планы проверок на следующий год. В противном случае хозяйствующие субъекты вправе обжаловать проведение таких проверок, так как проведение плановой проверки, не указанной в плане, является грубым нарушением со стороны надзорных органов и является основанием для обжалования ее результатов.
Постановление № 1743 даёт возможность хозяйствующим субъектам, в отношении которых планируется проверка, обратиться в контрольный орган с просьбой провести профилактический визит (не позднее чем за 2 месяца). Главное его отличие от проверок в том, что по результатам нет штрафов и наказания. Тем самым, согласно изменениям, предложение о проведении профилактического визита может быть направлено не только надзорным органом, как ранее, но и самим хозяйствующим субъектом.
Необходимо отметить, что предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих:
— непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
— возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— ущерб обороне страны и безопасности государства.
Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Хозяйствующим субъектам, которым по результатам проведенных проверок были выданы предписания об исправлении выявленных нарушений, предоставлена отсрочка выполнения этих требований на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня вышеуказанного срока, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации (п. 8 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) окружающей среде, здоровью граждан или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ч.9 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Данный факт является основанием для проведения внеплановой проверки в случае ее согласования прокуратурой. Указанные действия не будут противоречить положениям постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.