Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ определено, что к твердым коммунальным отходам (далее — ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.
В 2019 году в Верховном суде РФ рассмотрели обращение гражданина, который попытался оспорить нормативы накопления ТКО в Омской области и исключить оттуда отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении от 23.09.2019 № АКПИ19-543 пришла к выводу о том, что доводы административного истца о том, что твердые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права. По мнению суда, ТКО могут образовываться на придомовой территории. Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребитель одновременно оплачивает услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества собственников помещений в МКД.). В указанной связи, отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (смет, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.
Похожие судебные решения были вынесены и в других регионах России.
Так, с заявлением на незаконные действия ООО «Экосистема» в Ульяновское УФАС России обратилась одна из управляющих компаний (Дело № А72-13 684/2021). Установлено, что региональный оператор отказался вывозить отходы в виде уличного смета, веток и листьев, мотивируя свои действия тем, что эти отходы не относятся к категории ТКО. Проанализировав нормы федерального законодательства, специалисты Ульяновского УФАС России пришли к выводу, что уличный смет, в т. ч. опавшая листва, мелкие ветки, скошенная трава и т. д., собранные с территории МКД, относятся к ТКО. Таким образом, ООО «Экосистема», отказывая в вывозе такого мусора, нарушает права и законные интересы не только управляющих организаций, но и собственников помещений МКД, как непосредственных потребителей услуги по обращению с ТКО. Регоператор не согласившись с решением Ульяновского УФАС России в указанной части, обжаловал его в судах трех инстанций, но все они отказали ООО «Экосистема» в удовлетворении требований. Верховный суд РФ посчитал доводы заявителя недостаточными для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, отказав в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии ВС РФ, тем самым подтвердив законность позиции Ульяновского УФАС России по вопросу закрепления обязанности вывоза веток, уличного смета и листьев, собранных с территории, находящейся в ведении МКД, за региональным оператором.