В каких случаях органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные уполномоченные лица обязаны представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав?
Отвечает начальник межмуниципального отдела по Ростовскому и Борисоглебскому районам Управления Росреестра по Ярославской области Наталья Померанцева.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона.
Данные положения Закона направлены на реализацию мероприятий «дорожной карты» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р, предусматривающей установление в случаях, когда одной из сторон договорных отношений (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.) выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, требования о представлении документов для соответствующей регистрации прав только этими органами без участия заявителей.
Таким образом, в случае если на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственной регистрации подлежит переход права на объект недвижимого имущества, органом государственной власти (органом местного самоуправления) должны быть поданы два заявления по форме в соответствии с
приложением № 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015
№ 920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества…»: о государственной регистрации перехода права (от имени данного органа) и о государственной регистрации права физического или юридического лица.
В случае если государственной регистрации подлежит сделка с органом государственной власти (органом местного самоуправления), в том числе сделка, совершенная на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, представление документов возможно от имени соответствующего органа в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта.