80 лет начала работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина, 21 мая в России отмечается  День  полярника, как дань  уважения  и  памяти  покорителям  Арктики  и Антарктики со стороны современного общества. Именно в этот день, 21 мая 1937 года, началась история высокоширотных дрейфующих станций «Северный полюс».

19 мая 2017 года посёлок Борок посетила группа бывших полярников, которую возглавил И. А. Баянов, член Всероссийской Ассоциации полярников. Статья об этом событии (автор Т. Сметанина) размещена в районной газете "Вперёд". Фото.


  • Статья "Полярники в Борке", автор - Т. Л. Сметанина. Читать.
  • Статья "Человек на все времена" в газете "Аргументы и факты". Фото.
  • Статья "К 80-летию высадки папанинцев на льдину", автор - Т. Л. Сметанина. Читать.
  • Статья "80 лет со дня высадки первой в мире научной экспедиции в район Северного Полюса, которую возглавил И.Д. Папанин", автор - В. А. Романенко, зав. музея им И. Д. Папанина. Читать.

Полярники в Борке

19 мая в Борке прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию 80-летия с начала работы Первой в мире дрейфующей полярной станции «Северный полюс -1» под руководством Дважды Героя Советского Союза  Ивана Дмитриевича Папанина.

О масштабности мероприятия говорит состав гостей. Среди них – Игорь Александрович Баянов, почетный полярник, член Всероссийской Ассоциации полярников. Почти четверть века он проработал в полярной авиации, неоднократно участвовал в арктических экспедициях, дрейфовал на станции «Северный полюс 20». Активно сотрудничает с Российской ассоциацией Героев Советского Союза. Реализует проект «Первые Герои Советского Союза»; Виктор Викторович Охрименко – также полярный летчик, член Всероссийской Ассоциации полярников, в авиации проработал более 30 лет, дрейфовал на станции «Северный полюс 20»; Юрий Федорович Барабанщиков – главный инженер Института прикладной геофизики имени академика Е.К. Федорова (участника экспедиции «Северный полюс-1»), работал на станции, расположенной на архипелаге Земля Франца – Иосифа; долгие годы занимал должность заместителя директора Института, награжден орденом Почета; Владимир Тимурович Минлигареев – заместитель директора по научной работе Института прикладной геофизики им. Академика Е.К. Федорова, доктор технических наук, доцент, выпускник Черноморского высшего военно–морского училища им. П.С. Нахимова г. Севастополя, капитан II ранга; Николай Викторович Фомин – первый вице – президент благотворительного фонда «Вера. Надежда. Любовь», помощник депутата Государственной Думы трех созывов, эксперт Парламентского клуба, офицер – подводник Северного флота, профессор Академии безопасности и правопорядка РФ; Игорь Владимирович Кирпичев – генеральный директор Клуба «Российский парламентарий» при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, советник Первого заместителя Председателя Государственной Думы РФ, научный сотрудник социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Председатель «Союза севастопольских соотечественников России», капитан – лейтенант запаса ВМФ; Ярослав Викторович Нечёса – главный редактор сайта Общероссийской общественной организации ветеранов «Российского Союза ветеранов», профессор Академии военных наук, почетный академик Российской академии космонавтики; Стефан Ксенофонтович Дуглас – эксперт по госзакупкам Парламента РФ, помощник депутата Государственной Думы РФ.

 С утра после беседы с заместителем директора ИБВВ РАН профессором В.Т.Комовым полярники прошли на торжественный митинг, который прошел у памятника И.Д.Папанину на центральной площади Борка. Глава Некоузского муниципального района С.В. Некрутов тепло поздравил присутствующих с памятной датой и поблагодарил гостей за сохранение замечательных традиций – чтить память наших героев. Глава Веретейского сельского поселения Т.Б. Гавриш напомнила об огромной роли И.Д. Папанина в создании и развитии поселка. Затем выступили и другие гости, у которых работа оказалась непосредственно связана с Северным Полюсом. Также выступил сотрудник ИБВВ РАН Денис Тихонов, который год работал на Южном Полюсе. 

После возложения цветов, митинг закончился, а делегация полярников пошла в садик и школу на «Встречу поколений», где прошли интересные беседы с ребятами. Каждый кратко рассказал о своем причастии к Северному Полюсу, о дрейфе на станции «Северный полюс -20», о работе в полярной авиации, на подводных лодках Северного флота, а также были показаны фильмы о Северном полюсе, которые гости привезли с собой.

После обеда, в Борковском ДК состоялось торжественное мероприятие. Гостям Администрация ВСП вручила оригинальные сувениры с памятной символикой: значки, вымпелы, блокноты и ручки. Далее был показан короткометражный фильм «Встреча полярников в Ленинграде (1938 год)», после этого прошел интересный концерт, подготовленный работниками Борковского ДК, в котором приняли участие воспитанники детского сада, учащиеся Борковской школы.

Вечером гости посетили музей И.Д. Папанина, Геофизическую обсерваторию «Борок», музей «Аквариум». В выставочном зале Музейного отдела ИБВВ РАН была организована выставка рисунков, фотографий с показом слайд – шоу оцифрованных фотографий 1940 года.

Гости выразили огромную благодарность работникам Веретейской администрации, организовавшим праздник, и всем жителям поселка Борок, чтившим память о великом подвиге папанинцев.

- Для меня оказалось большим сюрпризом, что жители далеко не полярного города так много знают о Папанине, - сказал Стефан Дуглас. – Я сам из Заполярья, и мой прадед также принимал участие в разработке северных радиостанций. Уверен, что и сегодняшняя молодежь способна на подвиги во имя нашей великой страны.

- Нет ничего сильнее любви к Родине, - продолжил Ярослав Нечёса. – Я призываю каждого представителя старшего поколения: воспитывайте своих детей и внуков в духе патриотизма и любви к нашей великой Родине, как это делал Иван Дмитриевич Папанин. И тогда никто и никогда не победит нас, нашу страну!

- Уважаемые друзья, коллеги, офицеры флота! Я поздравляю вас с юбилеем и желаю, чтобы мы никогда не забывали этого легендарного человека. Думаю, мы продолжим традицию собираться вместе на подобных праздниках и в дальнейшем, - выразил надежду Николай Фомин. – То, что сделала эта четверка – это космонавты тех лет. И мы идем их путем. Желаю, чтобы молодое поколение училось у первопроходцев, брало за основу все лучшее, чтобы у вас была цель, и чтобы было что созидать и чем гордиться.

 

Этот день оказался очень насыщенным, как для гостей, так и для организаторов, было получено много интересной и полезной информации для обеих сторон.


К 80-летию высадки папанинцев на льдину.

Наша страна является признанным лидером по  исследованию и  освоению Арктики. В  2017 году отмечается  80-летие высадки дрейфующей станции "Северный полюс  — 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.

На протяжении десятков лет тысячи отчаянных путешественников и исследователей Севера стремились попасть на Северный полюс, старались, во что бы то ни стало водрузить там флаг своей страны, ознаменовав победу своего народа над суровыми и могучими силами природы.

Решение о проведении такой экспедиции было вполне закономерным. Оно диктовалось не желанием удивить мир или поставить какой-то рекорд. Каждый полярник понимал, что это очередной этап советского исследования Арктики. По мнению полярных пилотов, в любом районе Ледовитого океана можно было разыскать подходящие для посадки тяжёлых машин ледяные поля. Это и было принято в расчёт при планировании экспедиции. Заметим, что сейчас можно побывать на Северном полюсе по туристической путевке всего за 1500 000 рублей за 13 дней на ледоколе.

Весь 1935 год у полярников прошёл в разработке плана и подготовке всего необходимого к необычной экспедиции. Многие институты, заводы, фабрики были задействованы в обеспечении всем необходимым снаряжением и оборудованием для полярников, к февралю 1936 года  было проработано почти все.
Начальником и организатором экспедиции стал Папанин, зарекомендовавший себя строительством образцовых обсерваторий на мысе Челюскин и на земле Франца-Иосифа, а затем платформы на о.Рудольф для взлета самолетов на Северный полюс.  Не менее важен был его характер: оптимистичность, смелость, юмор, жесткая дисциплина и закалка в Гражданской войне. Гидролог Отто Юльевич Шмидт смог утвердить кандидатуры гидробиолога Петра Петровича Ширшова и радиста Эрнста Теодоровича  Кренкеля, которых хорошо знал по походам «Седова», и «Челюскина» в 1929–1934 годах. Должность геофизика Папанин зарезервировал для своего выдвиженца – Евгения Константиновича Фёдорова.

Основная тяжесть подготовки к высадке станции лежала на И.Д. Папанине.  Перед остальными тремя участниками была поставлена задача овладения в короткий срок «смежными» специальностями. Радист Кренкель должен был научиться выполнять астрономические и метеорологические наблюдения, его потом называли лучшим радистом СССР. геофизик Фёдоров – стать дублёром Кренкеля в радиосвязи, он же был корреспондентом Комсомольской правды и главным крутильщиком лебедки, ученому биологу Ширшову предстояло освоить специальность врача.

Папанин разделил все грузы станции на четыре группы: научная аппаратура, средства связи и источники энергии, продовольствие, жильё и одежда. Главная трудность – необходимость уложиться в малый вес, лимитированный грузоподъёмностью самолётов – десять тонн. Поэтому почти всё разрабатывалось и изготавливалось заново: радиостанция, жилая палатка, научная аппаратура, продовольственные концентраты. Скажем, по такому пустяку, как калоши для валенок, Папанину пришлось съездить на завод резиновых изделий более десятка раз.  Единодушное одобрение участников вызвала палатка. Основу её составлял лёгкий каркас из алюминиевых труб. На него надевалось три чехла: из прорезиненной ткани, шёлковый на гагачьем пуху, и из водоотталкивающего брезента. Надпись на крыше и стенке гласила: «СССР. Дрейфующая экспедиция Главсевморпути 1937 года». С торцовой стороны – серп, молот и звезда. Палатка имела размеры 375×270×200 см, в окнах небьющаяся пластмасса. Вес этого изделия завода «Каучук» – около 160 килограммов.

Треть предполагаемого груза составило продовольствие. Институт инженеров общественного питания разработал меню и технологию его изготовления. Сублимированные продукты запаивались в жестяные банки весом по 44 кг. Каждая банка – на 40 человеко/дней, то есть по 1 кг на человека в день. Если сравнить, то и сегодня, набор суточных продуктов для арктических путешественников весит столько же.

Содержимое было достаточно разнообразным. Только на изготовление куриных концентратов ушло 5 тыс. кур. Но папанинцы морально не были готовы довериться этим сублиматам. Папанин, наряду с ними, загрузил на самолёты говяжью и свиную туши, несколько мешков мороженой рыбы. Имелось ещё 150 кг мороженых пельменей и столько же – ромштексов. Ему казалось, что так оно надёжнее. Да, ведь и собирались они в экспедицию на 1.5 года.

И вот 21 мая 1937 года самолёт известного полярного летчика Михаила Водопьянова, совершил посадку на льдину в районе Северного полюса. Именно этот день стал днём основания дрейфующей станции "Северный полюс-1".   Последним на "СП-1" прибыл "пятый папанинец" — полярная лайка по кличке "Весёлый", его взяли для того, чтобы предупреждал о приближении белых медведей. Веселый регулярно оказывался в центре внимания прессы из-за своих проделок: придумывал все новые уловки, чтобы незаметно проникнуть в хранилище продуктов и наесться до отвала, хотя и без того его хорошо кормили.

6-го июня 1937 года началась эпопея дрейфа первой полярной станции «Северный полюс – 1». 274 дня или 9 месяцев  весь мир следил за перипетиями жизни четверки отважных советских полярников на дрейфующей льдине.

Кроме установленной палатки, были две радиостанции, мастерская, метеорологическая будка, сооруженные изо льда. В палатке, размещались четыре койки, радиостанция с аккумулятором, похожая на буфет гидрохимическая лаборатория, метеоприборы, с потолка свисала изобретённая Иваном Дмитриевичем двухместная лампа, дающая яркий свет и тепло. Ходить  было нельзя. Можно только осторожно, изгибаясь, пролезть между препятствиями, раздвигая головой висящие для просушки носки, рукавицы, валенки. При этом каждый день палатку трясло, шел дрейф и огромные в 5-9 этажей ледяные глыбы нагромождались друг на друга, грохотали, скрипели, стреляли осколками льда. Было ощущение, что находишься на арене военных действий. Льдины давали трещины под палаткой, приходилось вскакивать среди ночи и перебазироваться на новое место. Было жутко холодно, сыро, всегда хотелось согреться– из воспоминаний папанинцев.

Были и забавные моменты в их зимовке. Один из них. Во время дрейфа на льдине оказалось, что им не в чем заспиртовывать всяческую живность, которую вылавливали через проруби во льду. Экспедиционный запас спирта остался на острове Рудольфа, забыли захватить его с собой. Пётр Ширшов предложил оригинальный способ разрешить проблему получения спирта для фиксирования экспонатов по гидробиологии – перегонять коньяк в спирт.

Папанину пришлось срочно соорудить «самогонный аппарат», и Ширшов стал заниматься делом, возможным только на дрейфующей льдине: уничтожать коньяк; из литра коньяка получается 500 г чистого спирта. Если бы кто-либо застал его за таким занятием на Большой Земле, то наверняка признал бы сумасшедшим. Потом, когда папанинцев  снимали с льдины, они всех угощали остатками коньяка из большого бидона, который не успели перегнать.

Всем  полярникам  приходилось выполнять разнообразную работу. Каждый день в любую погоду в определенное время они вели гидрологические и метеорологические наблюдения, определяли скорость дрейфующей льдины, измеряли глубину океана, кстати, она оказалась 4 км, можно, только представить, как им приходилось для этого работать лебедкой с тросом.

Работая в самых суровых климатических условиях, папанинцы собрали богатейший научный материал и сделали ряд значимых открытий.   Ведь для них была разработана  с учёными Арктического института и утверждена огромная  программа работ. Оcновной задачей экспедиции, было исследование метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики.

Объем научных дневников экспедиции по исследованию Арктики и Северного ледовитого океана составил 52 килограмма тетрадей!

За время дрейфа в течение 9 месяцев льдина проплыла 2500 километров, перенеся полярников от точки полюса к берегам Гренландии со скоростью 20 км в сутки.  За время дрейфа через 274 дня огромная (3 на 5 км.) льдина сократилась до критических размеров, превратилась в обломок шириной не более 300 на 200 метров с несколькими трещинами.

В январе 1938 года уменьшение ледового поля стало угрожающим. Утром 1 февраля Папанин сообщил: шторм разорвал льдину, лишив "СП-1" двух баз и технического склада. Вдобавок трещина образовалась и под жилой палаткой. В середине февраля 1938-го года Папанин был вынужден просить помощи у Большой земли в эвакуации станции.

Самолеты на расколотую и хрупкую льдину уже сесть не могли, и на помощь папанинцам были высланы ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». Экипажи судов с честью справились с возложенной на них задачей. Через пять часов всё имущество станции было перенесено на "Таймыр". Это был финал операции по спасению. Полярников доставили в Ленинград 15 марта, где их ждала торжественная встреча, ведь они были первыми! Когда полярники вернулись на большую землю, Сталин спросил на устроенном в их честь приеме в Кремле: «Что с псом?» — «Жив-здоров», — ответил Папанин. «Вы не против, если я заберу его к себе на дачу?» — поинтересовался вождь. Он тем самым выручил Ивана Дмитриевича, который как раз искал, куда бы пристроить шкодливую собаку.
С героического дрейфа папанинцев началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути. Несмотря на все гигантские препятствия и трудности судьбы, папанинцы своим личным мужеством вписали одну из самых ярких страниц в историю освоения Арктики. Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку всего мирового научного сообщества.

Концепция дрейфующих полярных станций в Арктике была признана удачной: за «СП-1» в 1950 году последовала станция «СП-2» под руководством Михаила Михайловича Сомова. К концу 1950-х годов дрейфующие экспедиции «Северный полюс» стали практически постоянными. Самой длительной экспедицией серии стала «СП-22», начавшая работу в сентябре 1973 года и завершившаяся 8 апреля 1982 года. С 1991 по 2003 год арктические дрейфующие станции «Северный полюс» не действовали, первая после перерыва станция «СП-32» стартовала 25 апреля 2003 года, и теперь они работают регулярно.

Понятие «папанинцы» стало интернациональным символом. Вот и сегодня мы вспоминаем имена тех, кто без преувеличения, продвинув вперед науку, заставил людей на всех континентах с восторгом и гордостью произносить новое слово «папанинцы».

Звание Герой Советского Союза за подвиг во имя Родины было присвоено всем папанинцам. Также они получили по 2 ордена Ленина, один в начале экспедиции авансом, второй после окончания. Научному составу экспедиции были присвоены ученые степени.

В Ленинграде в Музее Арктики  и  Антарктики в одном из залов стоит та самая палатка папанинцев, также представлены их личные вещи: ручки, блокноты и, конечно, знаменитый маузер Папанина, с которым связана оригинальная история.

В этом году во многих городах, институтах уже проходят папанинские чтения, конференции, посвященные юбилейному событию. В Санкт-Петербурге заложен даже многофункциональный патрульный корабль-ледокол «Иван Папанин». В Некоузской районной библиотеке подготовлена интересная и подробная виртуальная выставка “К 80-летию дрейфующей станции "Северный полюс - 1", в выставочном зале музея им. Солнцева в Борке представлены редкие фотографии, присланные Алексеем Евгеньевичем Сузюмовым из Парижа, сыном бывшего заместителя начальника Отдела морских экспедиционных работ АН СССР Евгения Матвеевича Сузюмова. В мае в Борок собираются приехать полярники, исследователи Арктики, чтобы отметить это знаменательное событие.


80 лет со дня высадки первой в мире научной экспедиции в район Северного Полюса, которую возглавил И.Д. Папанин.

Стремление достичь Северного полюса у человечества складывалось веками. После многих неудачных попыток освоить морские пространства Арктики стремление открыть морские проходы не прекращалось.

К XVIII столетию многочисленные походы в полярные страны, особенно русских промышленников и купцов, во многом способствовали познанию полярных областей. Однако, к началу XIX века результаты освоения пространств Арктики и знания о ней были ничтожны.

К Северному полюсу стремились и русские и иностранные исследователи: кто на санях, запряженных собаками, кто на дирижабле.  Но в суровых условиях Арктики, в местах загадок и тайн многие оставались навечно на неизведанных снежных просторах.

Впервые мечта человечества осуществилась 22 марта 1937 года, когда стартовала научная воздушная экспедиция под руководством начальника Главсевморпути Отто Юльевича Шмидта. И только 2 месяца спустя 21 мая самолеты смогли сесть на лед в районе Северного полюса. Начала работать первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс» в самом центре Арктики.

Впервые научные исследования велись в таких высоких широтах. Имена участников дрейфа - начальника станции И. Д. Папанина, океанографа П. П. Ширшова, геофизика Е. К. Федорова, радиста Э. Т. Кренкеля – облетели весь мир.

В течение 9 месяцев велись комплексные исследования: наука обогатилась первыми систематическими данными по метеорологии, гидрологии, геофизике и биологии, позволившими открыть новые пути в истории освоения Арктики, решить многие нерешенные задачи. Северный Полюс был поставлен на службу человечеству.

Станция находилась в дрейфе 274 дня и дрейфовала в районе Полюса и до берегов Гренландии 2500 км на льдине размером 30х50 метров. Ни на один час не прекращались работы, которые выполнялись вручную.

Неимоверные трудности и смертельную опасность создавала коварная Арктика. Предчувствие катастрофы возросло, когда льдина с людьми стала таять и раскололась. Вокруг с грохотом, подобно артиллерийским обстрелам ломались огромные льдины, со скрежетом наползая друг на друга. Никто не знал, как поведет себя льдина. Трещины, сжатия, разломы сильное торошение не давали покоя.

С большими трудностями и напряжением удалось разыскать героев в океане, и они были спасены.

Этот научный подвиг был высоко оценен не только в нашей стране, но и во всем мире и ознаменовал собой начало активных научно-исследовательских работ в Центральной Арктике. Четверо «папанинцев» стали Героями Советского Союза.